Шестое июля
Режиссер: Юлий Карасик
Сценарист: Михаил Шатров
Оператор: Михаил Суслов
Композитор: Альфред Шнитке
Художник: Борис Бланк
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1968
Жанр: драма, исторический фильм
Премьера: 14 октября 1968
Актеры: Юрий Каюров, Владимир Татосов, Василий Лановой, Борис Рыжухин, Георгий Куликов, Владимир Самойлов, Алла Демидова, Иван Соловьёв, Армен Джигарханян, Николай Волков (старший), Вячеслав Шалевич, Владимир Горелов, Роман Хомятов, Родион Александров, Нина Веселовская, Юрис Плявиньш, Евгений Буренков, Харийс Лиепиньш, Леонид Марков, Леонид, Юрий Назаров, Александр Январёв, Сергей Плотников, Сергей Десницкий, Андрей Крюков, Геннадий Барков, Зиновий Высоковский, Михаил Селютин, Григорий Острин, Олег Мокшанцев, Улдис Пуцитис, Герман Коваленко, Александр Ширвиндт, В. Миррский, Виктор Селезнёв, Леонид Евтифьев, Гарри Дунц, Виктор Шульгин, Александр Лукьянов, В. Мефедов, В. Шубин, Н. Чугунов, Хайнц Браун, Виктор Маркин, Леонид Пярн, Николай Романов, Василий Корзун, Виллор Кузнецов, Роберт Даглиш, Дмитрий Орловский6 Рогволд Суховерко, Борис Химичев, Юрий Волков (II), Борис Кудрявцев.
Кинофильм рассказывает о подавлении мятежа 6 июля 1918 года, когда левые эсеры, ранее входившие в состав Советского правительства, предприняли отчаянную попытку захватить власть и сорвать Брестский мир с Германией.
Картина, отличающаяся динамичным сюжетом,талантливой режиссурой и отличными актерскими работами,характерна новизной и остротой постановки вопроса о поведении вождя и его ближайших соратников в тревожные дни июля 1918 года, когда начался контрреволюционный мятеж эсеров, которые были вынуждены порвать с большевиками и выйти из состава правительства.
На экраны фильм вышел в необычное время. Высокая популярность этой картины о Ленине (33,2 млн. зрителей) может удивить, если не принимать в расчёт (кроме безусловной новизны и остроты постановки вопроса о поведении вождя и его ближайших соратников в тревожные дни июля 1918 года, когда был объявлен контрреволюционным мятеж эсеров, которые были вынуждены порвать с большевиками и выйти из состава правительства).
Ровно через 50 лет после означенных событий фильм «Шестое июля» успел получить на кинофестивале в Карлови-Вари приз специального жюри. А на экраны кинотеатров он вышел в СССР уже в ноябре 1968-го, спустя два с небольшим месяца после подавления тоже якобы контрреволюционных попыток деятелей «пражской весны» хоть частично реформировать неизменные в течение десятилетий тупые коммунистические догматы. Эсеры были в своё время заклеймены как подлые пособники войны с Германией из-за нежелания подписать постыдный мирный договор. А чешских сторонников «социализма с человеческим лицом» сразу же объявили ренегатами, будто бы в сговоре с буржуазным Западом покушающимися на единство стран социалистического лагеря, особенно участников военного Варшавского договора, благодаря которому как раз и смогли войти в Прагу советские танки.
Неожиданная перекличка двух исторических событий, конечно, помогла актуальнее и обострённее воспринять в конце 60-х ленту Юлия Карасика по сценарию Михаила Шатрова, которая сознательно выстроена по максимально достоверному, почти хроникальному принципу, пусть некоторые акценты в трактовке минувшего были расставлены не без внешнего идеологического диктата. Хотя всё равно нельзя не поразиться, что фильм не только не был запрещён (в отличие от тогда же снятой и менее крамольной трёхсерийной телевизионной картины «Штрихи к портрету», опять по сценарию Шатрова), но и выпущен огромным тиражом. Пожалуй, ни в одном из произведений киноленинианы вождь мирового пролетариата не был показан в столь затруднительном положении, а главное — в состоянии некоторой растерянности, смятения, покинутости, даже если потом он приходит в себя, начинает энергично и жёстко действовать, желая отомстить тем, кто «предал» в самый неподходящий момент и, более того, выступил уже в конфронтации к революционному режиму.
Мятеж эсеров — поворотный пункт на пути перехода от почти бескровной революции к кровавому террору, к диктатуре большевизма. Оставшись без союзников в правительстве, большевики отныне могли, ни на кого не оглядываясь, развивать революцию якобинским путем. Конфликт непримиримых идеалистов и тех, кто рьяно упивается доставшейся властью (в лице соответственно эсеров и большевиков), оказался как раз в центре сюжета картины «Шестое июля»
Смотреть кинофильм «ШЕСТОЕ ИЮЛЯ» 1968 года онлайн:
[vk_lock url=»https://vk.com/prime_movies»][/vk_lock]
Альтернативный плеер:
[vk_lock url=»https://vk.com/prime_movies»][/vk_lock]